В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
- Капризность, привередливость;
- Депрессия;
- Агрессивность;
- Нарушение аппетита;
- Раздача подарков окружающим;
- Психологическая травма;
- Перемены в поведении и другие.
Причины самоубийств детей:
- проблемы и конфликты в семье;
- насилие в семье;
- несчастная любовь;
- подражание кумирам или из чувства коллективизма;
- потеря родственников и близких.
Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:
- подберите ключи к разгадке суицида, примите суицидента как личность;
- установите заботливые взаимоотношения;
- не спорьте;
- будьте внимательным слушателем, задавайте вопросы;
- не предлагайте неоправданных утешений;
- предложите конструктивные подходы;
- вселяйте надежду;
- оцените степень риска самоубийства;
- не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
- обратитесь за помощью к специалистам;
- важность сохранения заботы и поддержки.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям!
Признаки готовящегося суицида можно разделить на три группы:
Словесные признаки
Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
Шутит на тему самоубийства.
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
Демонстрируют радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — ест слишком мало или слишком много;
— во сне — спит слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — становится неряшливым;
— в школьных привычках — пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмен;
— находится в подавленном настроении;
— замыкается в себе;
— может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
Ситуационные признаки.
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного
друга), чувствует себя отверженным.
Живет в нестабильном состоянии (серьёзный кризис в семье —
в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм, личная или семейная проблема).
Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
Перенес тяжелую потерю. (Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что его уже совершил кто-то из друзей, знакомых или членов семьи).
Как предотвратить суицид?
Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви — это:
— потребность быть любимым;
— потребность любить;
— потребность быть частью чего-то.
Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.
Нужно сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».
Учитывая актуальность суицида, многие задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицид и помешать его намерению?
Существуют опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).