МОУ СОШ с.Долина
Долина
  • Музей в школе

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по созданию в музеях образовательных организаций разделов, посвященных участникам специальной военной операции

    1. Нормативно-правовые и организационные основы создания и деятельности музеев образовательных организаций

    Музей образовательной организации - обобщающее название структурного подразделения или общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, созданного при образовательной организации Российской Федерации, независимо от формы собственности, выполняющего учебно-воспитательные функции музейными средствами. В общепринятой практике используется традиционное название «Школьный музей».

    В структуре образовательных организаций школьные музеи являются центрами гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания детей и подростков. Школьные музеи накапливают и используют в образовательно- воспитательном процессе значительные материалы по истории страны и края, связанные     со      знаменательными      датами,      историческими,      культурными и природными особенностями территории, выдающимися земляками.

    В настоящее время деятельность музеев образовательных организаций (школьных музеев) регламентируют следующие законы:

    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 г.);
    • Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.);
    • Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящимися на территории Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.);
    • Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 г.).

    Создание и паспортизация музеев образовательных организаций осуществляется в соответствии с локальными актами:

    • Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами, утвержденные Федеральным
     

    центром детско-юношеского туризма и краеведения от 9 июля 2020 г.;

    • Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации, утвержденное    Приказом    Федерального    центра    детско-юношеского    туризма и краеведения от 29 апреля 2021 г. № 9-ОД.

    Перечень документов,   необходимых   для   руководства   и   использования в работе руководителю музея образовательной организации (школьному музею), размещены на сайте ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (далее – ФГБОУ ДО ФЦДО): https://fcdtk.ru/page/1642593997676-shkolnye-muzei-normativnaya-baza

    Информация о порядке регистрации музеев образовательных организаций на портале школьных музеев   ФГБОУ   ДО   ФЦДО   размещена   на   сайте ФГБОУ ДО ФЦДО https://fcdtk.ru/page/1649422510607-poryadok-registracii-muzeev- obrazovatelnyh-organizacij-v-reestre-shkolnyh-muzeev

    1. Актуализация тематики экспозиций, посвящённых участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм

    Актуальность патриотического воспитания средствами музейной педагогики на сегодняшний день приобретает особое значение. Усиление воспитательного потенциала деятельности, организуемой на базе школьных музеев, созвучно реальным вызовам   современности   и   направлено   на   формирование   у   детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России и подвиги российского народа.

    Важной задачей на современном этапе является сохранение исторической памяти, прославление героев и защитников Родины, предотвращение попыток фальсификации исторических событий.

    Создание экспозиций в действующих школьных музеях или создание школьного музея, посвященного Героям – участникам специальной военной операции (далее – СВО) должно иметь в основе общие принципы создания музеев (экспозиций в музеях) образовательных организаций. При этом следует руководствоваться не только музейными правилами, но и принципами музейной педагогики. К их числу относятся:

    • историзм;
    • формирование исторического сознания;
     
    • изучение и сохранение социальной памяти;
    • предметность и наглядность; формирование понятия памятника;
    • развитие интереса и инициативности у различных групп школьников различными методами и приемами.

    Музеи, посвященные участникам СВО должны рассматриваться как мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся человеке. В целях соблюдения принципа   историзма,   мемориальный   музей   желательно   создавать в том месте, здании, в котором жил или учился человек, или в месте совершения героических действий.

    Разновидностью мемориального музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.

    1. Рекомендации по созданию музея, экспозиций, разделов в музее, посвящённых участникам специальной военной операции

    Документально музей оформляется локальным нормативным актом образовательной      организации.       Директор       образовательной       организации и руководитель школьного музея несут полную ответственность за сохранность фондов и деятельность музея.

    Для создания экспозиции, или раздела школьного музея, посвященного участникам СВО, руководителю музея образовательной организации рекомендуется осуществить следующий порядок действий:

    1. определить основную идею раздела экспозиции, разработать концепцию раздела музея;
    2. определить направленность исследований, формы и методы исследований музейных предметов для организации исследовательской работы;
    3. определить   основные   формы   и   методы   работы  с   учётом   традиций и изменяющихся обстоятельств;
    4. организовать поиск материалов для создания экспозиции (фото, видео материалы, документы, личные вещи и т.д.);
    5. определить   основные   формы   сотрудничества   с    педагогами   школы, родителями, жителями района;
     
    1. составить план экспозиции с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др.
    2. выполнить эскизный проект (цифровой или художественный);
    3. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.

    Активу музея образовательной организации (обучающиеся образовательной организации) под руководством руководителя школьного музея и (или) педагога необходимо:

    1. в   процессе   поисково-исследовательской   деятельности   провести   поиск и сбор вещественных и документальных предметов, относящихся к землякам - участникам СВО;
    2. вести постоянный контакт с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО;
    3. составить летопись и хронологию событий;
    4. провести систематизацию и обобщение материалов;
    5. оформить раздел в экспозиционно-выставочном зале.

    Педагогам, руководителю школьного музея при организации работы актива обучающихся обратить особое внимание на установление постоянного контакта с семьями, сослуживцами, товарищами участников СВО. При этом необходимо определить педагогически целесообразный и корректный инструментарий исследовательской работы, формы и методы проведения исследований с учетом актуальности событий.

    При создании экспозиций, экскурсий, организации образовательной деятельности рекомендуется руководствоваться рекомендациями, размещенными по ссылке: https://fcdtk.ru/page/1648471119172-materialy-po-napolneniyu-portala- metodicheskie-materialy

    4. Рекомендуемые формы и практики

    Для патриотического воспитания школьников на примерах Героев СВО рекомендуется использовать как традиционные формы, так и современные проекты, реализующиеся в Российской Федерации. Примерами могут служить следующие практики.

    Уроки мужества

    Цель уроков:   сохранение   памяти   о   подвигах   наших   бойцов,   встречи с участниками – ветеранами СВО, патриотическое воспитание на примере Героев

     

    СВО.

     

    Создание экскурсий по экспозициям

    Собранные     экспонаты     объединяются     в     экспозиции,     посвященные

     

    освобождению наших исконных российских территорий, присоединению, восстановлению их в Российской Федерации. Экскурсии по экспозициям посвящаются памяти героев, которые за это сражались, недопущению нацизма.

    Проект «Парта Героя»

    Целью   проекта   является   формирование   патриотического   мировоззрения у обучающихся школ, путем создания воспитательной среды по изучению истории жизни выдающихся и героических выпускников своего образовательного учреждения. «Парта Героя» - это ученический стол, на котором могут быть размещены фотографии Героя, информация о фактах его биографии и заслугах

    При формировании экспозиций рекомендуется применять современные подходы и использовать цифровые инструменты для создания контента: мультимедийное и звуковое оборудование для демонстрации видеофильмов, музыкального и голосового сопровождения,

    При создании инфраструктуры школьных музеев рекомендуется использовать возможности мероприятия Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального   проекта   «Образование»   по    приобретению    средств   обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», методические рекомендации размещены по ссылке https://novmesta.fedcdo.ru/documents/ в разделе «Нормативные документы», папка «2021 год».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie